Пилотный проект «Семейный суд»

Уважаемые адвокаты!

Республиканская коллегия адвокатов направила предложения Верховного Суда касательно профилактики споров о расторжении брака и споров, связанных с содержанием детей.

Прошу изучить указанные предложения и представить свою позицию на электронный адрес advokat_aktobe@mail.ru в срок до 30 августа т.г.

Председатель президиума

Р.Якубенко

===============================

Верховным Судом с 2018 года проводится пилотный проект «Семейный суд», в котором принимают участие суды общей юрисдикции, рассматривающие семейные споры (разводы, раздел имущества между супругами), специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних и специализированные административные суды.

На постоянной основе пилотными судами проводится профилактическая работа по сохранению семьи, пропаганде культа семьи с участием психологов, медиаторов; досудебному урегулированию споров о детях предварительно в органах опеки и попечительства  с привлечением представителей управлений по делам молодежи акиматов; предотвращению бытового насилия с привлечением работников кризисного центра, психологов, наркологов, что дает определенный позитивный результат.

Несмотря на рост за 5 месяцев 2019 года гражданских дел о расторжении брака супругов, имеющих несовершеннолетних детей (поступило 29 032 иска), удовлетворено исков по 15 025 делам, другая часть дел: прекращены в связи с примирением, отложены для возможного примирения на сроки от 1 до 6 месяцев, либо заявления оставлены без рассмотрения по требованиям истцов; возвращены истцам на стадии принятия иска судьей-примирителем или еще не рассмотрены.

Анализ работы судов по рассмотрению семейных споров, споров о детях и их содержании, бытовом насилии, являющимся одной из причин распада семьи, подтверждает необходимость сосредоточения предмета рассмотрения этих судов в юрисдикции одного суда — семейного суда.

Данный вопрос находится на стадии изучения и анализа, разрабатываются законодательные поправки. Вместе с тем, опыт работы судов позволяет сделать обобщенные выводы по вопросам профилактики споров о расторжении брака и споров, связанных с содержанием детей.

ПРЕДЛАГАЕТСЯ:

В ГПК:   

  1. Изменить подсудность семейных споров и передать семейным судам вопросы, касающиеся семьи, ребенка (разводы, опека, попечительство, споры об имуществе и т.д.) для более глубокого анализа проблем семьи.
  2. Дополнить действия суда на стадии подготовки дела: обязывать стороны семейного спора пройти консультации в местном исполнительном органе, занимающимся вопросами семьи, защиты детства; по делам о расторжении брака супругов, имеющих несовершеннолетних детей, а также по делам, связанным с алиментными обязательствами, сообщать в местный исполнительный орган, о поступлении искового заявления, а при необходимости запрашивать соответствующее заключение.
  3. Исключить рассмотрение дел о расторжении брака в заочном производстве.
  4. Прекращать производство по делу если принято заявление от обеих сторон о неисполнении решения суда о расторжении брака ввиду примирения и возврате свидетельства о браке из дела.

В КоАП:

  1. Предусмотреть возможность установления особых требований к поведению правонарушителя и по инициативе суда.
  2. Увеличить санкции за противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений, нарушение защитного предписания и т.д.
  3. Предусмотреть, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 73, 73-1, 73-2, 461 КоАП рассматривает семейный суд, т.к. бытовое насилие тоже является причиной распада семьи.
  4. Предусмотреть участие специалиста (психолога) по делам в сфере семейно-бытовых отношений, который передает информацию в местный исполнительный орган.

В Кодекс  «О браке (супружестве) и семье»:

  1. Регламентировать компетенцию уполномоченного органа по делам семьи и местных исполнительных органов по делам семьи, которые изучают причины расторжения брака, социального сиротства, бытового насилия и других негативных явлений в семье; создают центры ресурсной поддержки семьи, обеспечивают и координируют их деятельность, в том числе при семейных судах.
  2. Установить, что для заключения брака (супружества) необходимы прохождение в регистрирующих органах информационной встречи с консультантами или психологами по вопросам, связанным с интересами семьи.
  3. Предусмотреть, что расторжение брака между супругами, имеющими общих несовершеннолетних детей при отсутствии спора, связанного с правами общих несовершеннолетних детей, производится после получения консультации в местном исполнительном органе. 
  4. Регламентировать, что расторжение брака (супружества) в судебном порядке производится после получения сторонами консультации в местном исполнительном органе, в срок не менее трех месяцев со дня подачи в суд супругами заявления о расторжении брака (супружества).
  5. Предусмотреть возможность назначения супругам срока для примирения в пределах одного года, если имеются предпосылки для сохранения семьи, при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака (супружества) с рекомендацией в указанный период обратиться для получения консультации в местный исполнительный орган, занимающийся вопросами семьи, защиты детства, в случае отложения разбирательства дела.  
  6. Предусмотреть обязательное досудебное урегулирование споров о детях в органах, осуществляющих функции по опеке или попечительству.
  7. Предусмотреть право взыскания алиментов на основании исполнительной надписи нотариуса или постановления местного исполнительного органа, занимающегося вопросами семьи, защиты детства, а при наличии спора — в судебном порядке. 
  8. Дополнить перечень исполнительных документов указанием на исполнительную надпись, постановление местного  исполнительного органа по вопросам семьи и защиты детства о взыскании алиментов.

В Закон «О государственной молодежной политике»:

Предусмотреть создание местными исполнительными органами семейных центров.

В другие акты:

  1. Отменить регистрацию расторжения брака через ЦОНы.
  2. Создать единую базу неблагополучных семей, с обеспечением доступа к ней органов соцобеспечения, судов, органов ДВД (по ИИН).
  3. При обоюдном согласии сторон на развод руководствоваться положениями Конвенции о правах ребенка и в интересах детей откладывать разбирательство по делу для возможного примирения сторон.
  4. Предусмотреть административную ответственность супругов за предоставление недостоверных сведений для получения пособия (обман госорганов и т.д.). В зависимости от последствий, предусмотреть уголовную ответственность за мошенничество с взысканием полученной суммы ‑ пособия.
  5. Детализировать основания прекращения выплаты пособий с указанием на причины.

Организационные вопросы:

  1. Разрешить вопрос об организации дежурств в пилотных семейных судах представителей органов опеки и попечительства (опыт Англии) и/или Комитета по делам молодежи при акиматах. На стадии принятия иска они могут проводить встречу с истцами.
  2. При разрешении вопроса о выдаче пособия органам соцобеспечения учитывать доход обоих родителей, независимо от размера взысканных алиментов, принимая во внимание обязанность родителей по содержанию детей, в том числе выплатами должником дополнительных сумм на содержание и обучение детей.
  3. Органам соцобеспечения совместно с представителями заинтересованных ведомств проводить мониторинг условий проживания семей, получивших пособие на предмет изменения их уровня жизни.

Просим изучить вышеперечисленные предложения и в срок до 23 августа текущего года представить позицию государственного органа по данному вопросу.

27.08.2019 г.

Facebook
Google+
Twitter
VK
WhatsApp
Email
Download WordPress Themes Free
Free Download WordPress Themes
Premium WordPress Themes Download
Download Nulled WordPress Themes
udemy course download free
download lenevo firmware
Download Nulled WordPress Themes
free download udemy paid course