Пилотный проект «Семейный суд»

Уважаемые адвокаты!

Республиканская коллегия адвокатов направила предложения Верховного Суда касательно профилактики споров о расторжении брака и споров, связанных с содержанием детей.

Прошу изучить указанные предложения и представить свою позицию на электронный адрес advokat_aktobe@mail.ru в срок до 30 августа т.г.

Председатель президиума

Р.Якубенко

===============================

Верховным Судом с 2018 года проводится пилотный проект «Семейный суд», в котором принимают участие суды общей юрисдикции, рассматривающие семейные споры (разводы, раздел имущества между супругами), специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних и специализированные административные суды.

На постоянной основе пилотными судами проводится профилактическая работа по сохранению семьи, пропаганде культа семьи с участием психологов, медиаторов; досудебному урегулированию споров о детях предварительно в органах опеки и попечительства  с привлечением представителей управлений по делам молодежи акиматов; предотвращению бытового насилия с привлечением работников кризисного центра, психологов, наркологов, что дает определенный позитивный результат.

Несмотря на рост за 5 месяцев 2019 года гражданских дел о расторжении брака супругов, имеющих несовершеннолетних детей (поступило 29 032 иска), удовлетворено исков по 15 025 делам, другая часть дел: прекращены в связи с примирением, отложены для возможного примирения на сроки от 1 до 6 месяцев, либо заявления оставлены без рассмотрения по требованиям истцов; возвращены истцам на стадии принятия иска судьей-примирителем или еще не рассмотрены.

Анализ работы судов по рассмотрению семейных споров, споров о детях и их содержании, бытовом насилии, являющимся одной из причин распада семьи, подтверждает необходимость сосредоточения предмета рассмотрения этих судов в юрисдикции одного суда — семейного суда.

Данный вопрос находится на стадии изучения и анализа, разрабатываются законодательные поправки. Вместе с тем, опыт работы судов позволяет сделать обобщенные выводы по вопросам профилактики споров о расторжении брака и споров, связанных с содержанием детей.

ПРЕДЛАГАЕТСЯ:

В ГПК:   

  1. Изменить подсудность семейных споров и передать семейным судам вопросы, касающиеся семьи, ребенка (разводы, опека, попечительство, споры об имуществе и т.д.) для более глубокого анализа проблем семьи.
  2. Дополнить действия суда на стадии подготовки дела: обязывать стороны семейного спора пройти консультации в местном исполнительном органе, занимающимся вопросами семьи, защиты детства; по делам о расторжении брака супругов, имеющих несовершеннолетних детей, а также по делам, связанным с алиментными обязательствами, сообщать в местный исполнительный орган, о поступлении искового заявления, а при необходимости запрашивать соответствующее заключение.
  3. Исключить рассмотрение дел о расторжении брака в заочном производстве.
  4. Прекращать производство по делу если принято заявление от обеих сторон о неисполнении решения суда о расторжении брака ввиду примирения и возврате свидетельства о браке из дела.

В КоАП:

  1. Предусмотреть возможность установления особых требований к поведению правонарушителя и по инициативе суда.
  2. Увеличить санкции за противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений, нарушение защитного предписания и т.д.
  3. Предусмотреть, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 73, 73-1, 73-2, 461 КоАП рассматривает семейный суд, т.к. бытовое насилие тоже является причиной распада семьи.
  4. Предусмотреть участие специалиста (психолога) по делам в сфере семейно-бытовых отношений, который передает информацию в местный исполнительный орган.

В Кодекс  «О браке (супружестве) и семье»:

  1. Регламентировать компетенцию уполномоченного органа по делам семьи и местных исполнительных органов по делам семьи, которые изучают причины расторжения брака, социального сиротства, бытового насилия и других негативных явлений в семье; создают центры ресурсной поддержки семьи, обеспечивают и координируют их деятельность, в том числе при семейных судах.
  2. Установить, что для заключения брака (супружества) необходимы прохождение в регистрирующих органах информационной встречи с консультантами или психологами по вопросам, связанным с интересами семьи.
  3. Предусмотреть, что расторжение брака между супругами, имеющими общих несовершеннолетних детей при отсутствии спора, связанного с правами общих несовершеннолетних детей, производится после получения консультации в местном исполнительном органе. 
  4. Регламентировать, что расторжение брака (супружества) в судебном порядке производится после получения сторонами консультации в местном исполнительном органе, в срок не менее трех месяцев со дня подачи в суд супругами заявления о расторжении брака (супружества).
  5. Предусмотреть возможность назначения супругам срока для примирения в пределах одного года, если имеются предпосылки для сохранения семьи, при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака (супружества) с рекомендацией в указанный период обратиться для получения консультации в местный исполнительный орган, занимающийся вопросами семьи, защиты детства, в случае отложения разбирательства дела.  
  6. Предусмотреть обязательное досудебное урегулирование споров о детях в органах, осуществляющих функции по опеке или попечительству.
  7. Предусмотреть право взыскания алиментов на основании исполнительной надписи нотариуса или постановления местного исполнительного органа, занимающегося вопросами семьи, защиты детства, а при наличии спора — в судебном порядке. 
  8. Дополнить перечень исполнительных документов указанием на исполнительную надпись, постановление местного  исполнительного органа по вопросам семьи и защиты детства о взыскании алиментов.

В Закон «О государственной молодежной политике»:

Предусмотреть создание местными исполнительными органами семейных центров.

В другие акты:

  1. Отменить регистрацию расторжения брака через ЦОНы.
  2. Создать единую базу неблагополучных семей, с обеспечением доступа к ней органов соцобеспечения, судов, органов ДВД (по ИИН).
  3. При обоюдном согласии сторон на развод руководствоваться положениями Конвенции о правах ребенка и в интересах детей откладывать разбирательство по делу для возможного примирения сторон.
  4. Предусмотреть административную ответственность супругов за предоставление недостоверных сведений для получения пособия (обман госорганов и т.д.). В зависимости от последствий, предусмотреть уголовную ответственность за мошенничество с взысканием полученной суммы ‑ пособия.
  5. Детализировать основания прекращения выплаты пособий с указанием на причины.

Организационные вопросы:

  1. Разрешить вопрос об организации дежурств в пилотных семейных судах представителей органов опеки и попечительства (опыт Англии) и/или Комитета по делам молодежи при акиматах. На стадии принятия иска они могут проводить встречу с истцами.
  2. При разрешении вопроса о выдаче пособия органам соцобеспечения учитывать доход обоих родителей, независимо от размера взысканных алиментов, принимая во внимание обязанность родителей по содержанию детей, в том числе выплатами должником дополнительных сумм на содержание и обучение детей.
  3. Органам соцобеспечения совместно с представителями заинтересованных ведомств проводить мониторинг условий проживания семей, получивших пособие на предмет изменения их уровня жизни.

Просим изучить вышеперечисленные предложения и в срок до 23 августа текущего года представить позицию государственного органа по данному вопросу.

27.08.2019 г.

Facebook
Google+
Twitter
VK
WhatsApp
Email
Download Best WordPress Themes Free Download
Download Premium WordPress Themes Free
Download Nulled WordPress Themes
Download WordPress Themes
ZG93bmxvYWQgbHluZGEgY291cnNlIGZyZWU=
download redmi firmware
Download WordPress Themes Free
free download udemy course